К нам в редакцию обратились члены Совета дома многоэтажки на улице Дачная. Они рассказали, что уже несколько лет борются со своей же управляющей компанией, которая никак не хочет работать по закону.
Дачная, 40 – обычный двухподъездный дом 35-летнего возраста. После скандального банкротства корпорации «Наш дом – Архангельск» 6 лет назад эта многоэтажка путем хитрой дележки между бывшими совладельцами перешла под управление ООО «УК 7 «Наш дом», которое возглавила осужденная за махинации с деньгами жильцов Лариса Марчук, бывший депутат Гордумы. Дом, как и многие другие, влачил обычно-убогое существование: обшарпанные стены и лифты, многолетнее отсутствие косметических ремонтов подъездов...
Но пару лет назад один из жильцов – Александр Дядицын – обратил внимание на подвал, из которого валил вонючий пар. Александр Дмитриевич, инженер-механик, вышедший на пенсию, решил включиться своим опытом и знаниями в судьбу родной многоэтажки. Вошел в Совет дома и начал разбираться с текущим ремонтом общего имущества дома. И вот что он нам рассказал:
– В 2015 году выяснилось, что у УК вообще нет проекта на инженерное оборудование дома, и ремонты производятся «абы как» – лишь бы жильцы не ворчали. Упомянутая авария на трубопроводе горячего водоснабжения в тепловом узле (запарило и завоняло) выявила, что у дома нет канализации: из стояков в техническом подполье всё валится прямо в землю. Пройти невозможно, местами чуть ли не по колено в дерьме!
Общее собрание дома голосовало за перечисление взносов на капремонт в общий котёл. Поэтому УК стала нас убеждать, что ремонт канализации –это капитальный ремонт и тянула с началом работ. И только после требований Совета дома ремонтировать канализацию на деньги, которые есть на счете дома на текущий ремонт, вяло приступила к работе. Всем руководством УК нас убеждали, что замыкать внутреннюю канализацию с наружной нельзя: мол, если вдруг засорится наружка, то всё пойдёт в квартиру 1го этажа (а когда под дом – то проблем у УК нет!). Больших трудов стоило убедить УК, что наружку надо вовремя прочищать, а трубы должны быть замкнуты. Ремонтировали почти год, причем деньги списывали на что угодно, например, «заменили почти все стёкла в рамах на лестничных клетках» и прочее. Хотя никто этих работ не видел. На наше требование показать, что делали – ответ: мол, некогда!
срочно подписывайте акты! Графика на текущий ремонт нет, журнал учета заявок жильцов не показывают, список жильцов для Совета дома – секрет, описания работ для составления смет нет, в техподполье и на техэтаж не пускают, но акты подписывать требуют. А как принимать то, что не показывают?..
Канализационное парение устранили. Но когда после официальной подготовки теплового узла к зимней эксплуатации и сдачи его комиссии мы попали в подвал, увидели, что на калачах водоподогревателя стоят хомуты и деревянная затычка! Только после представления фотографий этого позорища руководству УК калачи заменили…
В 2016 году было то же самое: графика на текущий ремонт нет, отчет о выполнении договора управления предоставили только к июлю. В доме давно сгнил циркуляционный трубопровод ГВС и не было циркуляционного насоса. Чтоб добыть тёплую воду, приходилось долго пропускать холодную. На жалобы жильцов у УК ответ был один: это через капремонт! И только после жалобы руководителю жилищной инспекции Архангельской области мигом появился и насос, и горячая вода. Только вопрос: у всех ли? Потому что схема изменена, работы по розливу ГВС не закончены, стальные трубы заменены на полипропиленовые с живым сечением в четыре раза меньшим безо всяких оснований и гидравлических расчетов.
Дальше – больше и наглее. Управкомпания заявляла, что в марте, июне и сентябре выполнения работ по текущему ремонту не было, а в ноябре оказалось, что за июнь и сентябрь списаны со счета дома 123 и 104 тысячи рублей соответственно, и уже образовался перерасход по году почти в сто тысяч рублей. И всё втихую: захотели – и списали! Когда Совет дома запросил в ПТО УК сметы, выяснилось, что в июне они «наблудили» с объёмами и обоснованием расценок, а сентябрьскими деньгами «прикрывают» брак предыдущего года. На этот блуд в 2015 году даже смету не предъявляли!
А когда в оттепель в январе 2016 года с крыши потекло, УК заявила, что устранит течь по гарантии (подставили вёдра) и опять только после обращения жильцов в жилищную комиссию стала проводить комиссии, убеждая, что все устранила. А вода всё текла и текла. Течь устранили только в середине лета. А в ноябре под снегом пойди проверь! И только сейчас, в апреле 2017-го, нам показали документы: чтоб устранить течь одной воронки, накатали 164 кв.метра рулонного материала на кровлю плюс 106 квадратов – на примыкание. По предъявленной расценке будто бы было сделано снятие старого покрытия, зачистка, уборка мусора (почти тонна!) – а это, согласитесь, шумная работа. Но жильцы даже верхних этажей ничего не слышали и не видели!
Руководство УК ведёт себя нагло и бесцеремонно, и ему наплевать на требования Совета дома своевременно предоставить отчет о выполнении договора и план на текущий ремонт в 2017-м. За два года из УК уволились 6 работников. И хоть Ларисе Николаевне Марчук по суду запрещено занимать руководящие должности, заправляет всем в управляйке она, а сын лишь номинально занимает должность генерального директора. По нашему мнению, деятельностью УК давно пора заняться соответствующим органам. Для того, чтобы разобраться, как УК тратит деньги собственников жилья будто на содержание дома, нужно привлекать аудит. И такая история не только с нашим домом...
Подобный беспредел, увы, возможен потому, что «наградив» жителей собственностью и правом управлять этой собственностью через общие собрания собственников, Жилищный Кодекс не прописал,где проводить собрания, как осуществлять это право, чтобы решения и протоколы соответствовали всем юридическим нормам. В двухподъездном доме №40 на Дачной улице 70 квартир (собственников гораздо больше), в 4- или 6-подъездном и того больше – где народу собраться?! А у УК есть и офис, и свои юристы, но навстречу собственникам они идти не стараются.
И типовой договор управления домом слеплен таким образом, что на УК вообще управы нет. Жилищная инспекция тоже руками разводит: ответственность управляйки в договоре четко не прописана, всё мутно, проводите общее собрание, корректируйте договор. Но это невероятно сложно – «прожжённые» юристы УК прицепятся к каждой букве. Ведь для группы управляющих компаний «Наш дом» собственники жилья – всего лишь источники дохода.
Помнится, еще президент говорил, что ЖКХ – это черная дыра, где пропадают огромные деньги. Действительно, на практике управлять домами, где собственники не следят за тратой своих же средств, очень выгодно. «Управляйка» может, к примеру, оплатить ремонт, который не делался. Или позвать «своего» подрядчика, который выполнит работы втридорога. Может сама что-то сломать, а потом отремонтировать и неплохо на этом заработать.
Кстати, на примере дома №40 мы посмотрели, сколько УК «Наш дом» и семья Марчук зарабатывают. Согласно договору, 135 тысяч в год они берут с жильцов на «офисные расходы» – зарплаты, спецодежда, страхование, оргтехника, канцтовары и проч. Еще 76 тысяч – рентабельность, то есть заложенная прибыль. Получается, 211 тысяч рублей своих кровных средств жильцы дома №40 отдали в прошлом году компании «Наш дом» просто так, безо всяких улучшений в своем доме. Учитывая, что в четырех управкомпаниях семейства Марчук находятся, по информации портала ЖКХ Архангельской области, 69 многоквартирных домов, то ежегодно из карманов архангелогородцев «утекает» по самым скромным расчетам порядка 15 миллионов рублей. Повторимся: граждане столько платят не за улучшение состояния своих домов, а «дарят» на улучшение благосостояния хозяев УК!
…К сожалению, таких неравнодушных жильцов, как Александр Дядицын, увы, в нынешней жизни немного. Большинство в каждом доме составляют две категории – бабульки и равнодушные. Первые в таких сложных делах не разбираются и довольны дешевой скамейке, а вторые слишком заняты своими делами и покорно платят столько, сколько им нарисует в квитанции управляющая компания.
Поэтому дай Бог всем рачительным жильцам терпения и упорства…