Бюджет области на ближайшие три года принят в 1-м чтении. Но с существенной оговоркой – в варианте, предложенном на утверждение депутатам облсобрания, нет ответа на вопросы: откуда взять 2,8 млрд. рублей на обеспечение мер соцподдержки ветеранам и родителям, чьи дети не посещают детсад, а также где найти 2,6 млрд. рублей на софинансирование программ Фонда реформирования ЖКХ по расселению аварийного жилья.
При обсуждении самого злободневного вопроса о сохранении льгот ветеранам и родителям детей, не посещающих детсад, все фракции облсобрания был единодушны. Такое политическое единство в депутатском корпусе наблюдалось лишь однажды – когда в 2011 году принимался закон о статусе Архангельска как областного центра. Сегодня, согласившись с предложением правительства о приостановке действия этого закона и сэкономив тем самым 600 млн. рублей, депутаты единодушно проголосовали за сохранение льгот, на выплаты по которым правительству региона придется искать 2,8 млрд. рублей. И это не единственная масштабная дыра в областном бюджете. В целом в принятом проекте главного финансового документа не прописаны источники расходов равные 10% объема бюджета. Помимо финансирования льгот нужно найти 2,6 млрд. рублей на участие в программе Фонда ЖКХ по расселению ветхого жилья.
А в целом бюджет 2014 года и на следующую двухлетнюю перспективу выглядит весьма пессимистически. По словам министра финансов Елены Усачевой, только потери по налогу на прибыль составят около 2 млрд. рублей. Частично это компенсируется изменением в пользу области за счет муниципалитетов нормативов отчисления по НДФЛ, но в целом прогнозируется падение собственных доходов области на 8% или 10-11 млрд. рублей за три года. В тоже время только на повышение зарплат в учреждениях соцсферы, что объявлено приоритетом бюджетной политики согласно майским Указам Президента, необходимо 5,5 млрд. рублей. Ответов на вопросы, как сбалансировать бюджет и где найти деньги, от представителей правительства не последовало.
В своем выступлении председатель Контрольно-счетной палаты области Александр Дементьев констатировал, что весьма пессимистический прогноз социально-экономического развития, которым при формировании бюджета руководствовалось Правительство области, на самом деле не отражает всех реалий: кризис может оказаться значительно масштабней. Об этом свидетельствует не только спад промышленного и сельскохозяйственного производства (в животноводстве, например на 17,5%), падение прибыли предприятий на 19%, уменьшение инвестиций на 34%, но и снижение роста валового регионального продукта с 6% до 1%. Кроме того, по словам Александра Дементьева, при составлении прогноза социально-экономического развития области не учтена сальдированная сумма убытков в сфере ЖКХ в 4,9 млрд. рублей, нет сопоставления данных с 2011 годом.
«Все это снижает доверие к прогнозу как основе для принятия бюджетных решений», – подчеркнул Александр Дементьев. Также он указал на ряд нарушений при разработке бюджета: не выполнены рекомендации депутатских слушаний об исполнении бюджета 2012 года, завышены расчеты по налогам на прибыль в добывающей отрасли, предусмотрены расходы на модернизацию электросетей и строительство плавучей гостиницы на Соловках, что не является полномочием области. При формировании инвестиционной программы не соблюден принцип преемственности финансирования строящихся объектов. Не отражены в бюджете средства на «дельту Т» (компенсация разницы между тарифом и платой населения за тепло) и на финансирование льгот.
– В этой части бюджет не достоверен. Необходима серьезная работа по анализу источников для покрытия предусмотренных расходов, – отметил глава областной КСП. – Основные резервы следует искать в расходной части бюджета, ведь проводимые проверки показали неэффективное, несвоевременное, а порой и нецелевое использование средств.
В общем, областной бюджет 2014 года станет бюджетом выживания без намека на развитие и благополучие.
По материалам
сайта arhcity.ru