19 ноября будет определен инвестор, который станет новым владельцем ОАО «Архангельский траловый флот». Приватизация последнего в рыбной отрасли государственного предприятия вступила в решающую фазу. С чем же предстоит столкнуться новому хозяину?
Первое, о чем необходимо подумать новому собственнику – ликвидация долгов по оплате труда. «На сегодняшний момент долги по заработной плате превышают 6 млн. рублей, - признается заместитель председателя первичной профсоюзной организации ОАО "Архангельский траловый флот" Алла Кононова. - Людям платят заработную плату авансами по 5 - 10 тыс. рублей. За последнее время с предприятия уже ушли более 700 человек». Контролировать ситуацию с нарушением прав работников тралфлота, по словам профсоюзного лидера, невозможно: представителей профсоюза не пускают на территорию предприятия.
Вторая проблема, с которой предстоит разобраться инвестору – долговые обязательства перед банками-кредиторами, которые сегодня превышают 1,5 млрд. рублей. Несмотря на то, что за первые 9 месяцев 2013 года общая задолженность Архангельского тралового флота сократилась на 500 млн рублей, предприятию так и не удалось вылезти из долговой ямы.
Третья задача для нового владельца - ремонт и модернизация судов. Этой осенью флот столкнулся с необыкновенно низким выловом донных рыб, а значит, доход был ниже ожидаемого. Надежда на новые кредиты также не оправдалась: за месяц до приватизации банки отказались открывать кредитную линию для АТФ. Поэтому программу модернизации судов пришлось заморозить до лучших времен. А без ремонта многие из них так и не смогут выйти в море. Предприятие должно как можно скорее перейти в руки нового собственника, иначе последствия примут катастрофический оборот, как для флота, так и для региона.
И наконец, АТФ имеет большой объем невостребованного на промысле флота – судов, не обеспеченных квотами. По словам специалистов, реализация даже одного из таких судов позволила бы восстановить платежеспособность в кратчайшие сроки. Но сейчас на это нет разрешения Росимущества и совета директоров. Для нового собственника этот вопрос, вероятно, станет актуальным уже в первые недели после покупки флота.
На фоне технического устаревания и роста долгов вопросы вызывает стоимость предприятия. Начиная с 2011 года, независимые аудиторы ежегодно оценивали АТФ, но полученные результаты не отражают реальной картины и не соотносятся друг с другом. Так, разные аудиторские компании в разное время оценивали тралфлот в 1,2 млрд., 4,3 млрд. и 1,85 млрд. рублей соответственно.
Стоимость, с которой претендент выходит на конкурс, остается тайной для остальных участников. Однако незадолго до завершения конкурсных процедур стало известно, что один из претендентов – компания «Вирма», входящая в «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум», получила кредит в размере 3,5 млрд. рублей в Северо-Западном банке ОАО «Сбербанк России». Кредитная линия была открыта для финансирования участия компании в процедуре приватизации ОАО «Архангельский траловый флот» с условием, что не менее 30% стоимости приобретаемых акций «Вирма» оплатит за счет собственных средств. С помощью нехитрых расчетов получается, что цена, с которой «Вирма» выйдет на торги – 5 млрд. рублей, то есть почти в три раза выше начальной стоимости актива – 1,8 млрд. рублей.
До проведения конкурса осталось несколько дней. В качестве основных претендентов на АТФ выступают ООО «Вирма», ООО «Мурманский траловый флот», ООО «Русское море – Добыча» и ООО «АТФ Северные инвестиции». У каждой компании свои сильные и слабые стороны, от которых напрямую зависит будущее предприятия. Так кому же достанется флот?
Илья Слугин, эксперт Института региональных проблем