На минувшей сессии Архангельского областного Собрания депутатов рассматривался вопрос о приостановлении действия областного закона о статусе Архангельска как административного центра Архангельской области сроком на один год. На практике это означает, что бюджет Архангельска не получит в следующем году порядка 600 миллионов рублей.
Министр финансов областного правительства Елена Усачева в обоснование позиции областных властей по поводу необходимости принятия данного решения заявила депутатам, что областной бюджет не в состоянии выполнить свои обязательства перед Архангельском в связи с большим дефицитом областного бюджета.
На координационном Совете глав муниципалитетов Архангельской области, прошедшем накануне сессии облсобрания, был рассмотрен вопрос о формировании бюджета региона и прогнозе экономического развития до 2016 года. Итоги бюджетной политики на региональном уровне лучше всего иллюстрируют скупые цифры, приведенные министром финансов Еленой Усачевой. В 2007 году объем госдолга Архангельской области составлял 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. В 2012 году он достиг 55%. В текущем году, по словам министра, он достигнет 75%, а к 2016 году превысит 91%. На 44 млрд. рублей областных доходов придется 40 млрд. кредитных обязательств. Фактически область подошла к верхнему пределу заимствований. В сложившихся условиях правительство региона для принятия сбалансированного бюджета должно изыскать порядка 4,1 млрд. рублей.
– Подушки безопасности больше нет. Мы падаем, ситуация безвыходная, – призналась Елена Усачева.
На сессии Усачева заявила, что ситуация усугубляется еще и тем, что области необходимы дополнительные средства на исполнение так называемых майских указов Президента РФ. Напомним, что этими указами предусматривается увеличение оплаты труда работникам бюджетной сферы, повышение доступности детских садов и прочее. Архангельск, по словам Усачевой, является донором областного бюджета, и по прогнозам, в следующем году будет иметь пусть и небольшой, но рост доходов. Поэтому в той части исполнения майских указов Путина, за которые отвечают муниципальные власти, у города должно хватить собственных ресурсов.
В защиту Архангельска выступил заместитель мэра города Александр Цыварев. Александр Петрович, в частности, сказал, что благодаря финансированию данного закона в 2011 и 2012 годах в Архангельске были реализованы масштабные инфраструктурные проекты: строительство улицы Выучейского, масштабный ремонт городских дорог, завершено строительство детского сада в округе Майская Горка, достраивается школа в Цигломени. В планах городских властей были и другие проекты, среди которых строительство Московского проспекта, его расширение от улицы Павла Усова до Урицкого, ремонт обоих мостов через Северную Двину. На все эти работы уже подготовлена проектно-сметная документация, получено одобрение государственной экспертизы. Кроме того, у муниципалитета не исполнено обязательств по предоставлению жилья по решениям судов более чем на 4 миллиарда рублей и сумма, по словам заммэра, увеличивается.
Всего два депутата, избранных от Архангельска, попытались задать Усачевой вопросы. В частности ее спросили о том, что делает областное правительство для привлечения федеральных средств и планируется ли их получение. На это областной министр заявила, что размер федеральных средств, которые получит область в следующем году, останется на уровне 2013 года. Таким образом, на эту поддержку рассчитывать не стоит. Возможно лишь получение дополнительных субвенции от федерального центра в течение 2014 года, но о суммах и сроках пока ничего не известно.
В итоге непродолжительного обсуждения за приостановление действия закона о статусе Архангельска как областного центра проголосовали 40 депутатов. Порядка 600 миллионов рублей, которые пошли бы на строительство дорог, расселение ветхого жилья, строительство детских садов и другие направления развития города, Архангельск в следующем году не получит.
Интересная получается картина с исполнением майских указов Президента. В том, что все они правильные, сомнений нет. Но получается, что их исполнение выходит боком муниципалитетам. Правительство, должным образом не обеспечив регионы необходимыми финансовыми ресурсами, всеми силами добивается от них четкого исполнения Указов. Региональные же власти, получается, обдирают муниципальные образования-доноры.
В ситуации с Архангельском выходит, что областные власти кардинально не решили проблему с дефицитом областного бюджета и, в то же время, серьезно сократили возможности Архангельска на реализацию крупных проектов, в которых город крайне нуждается. Стоит вспомнить, что во время кризиса 2008 года у Архангельска уже снимали часть налогов и передавали их в областной бюджет. Из-за этого городской бюджет за минувшие годы недосчитался порядка 2 миллиардов рублей.
Правду говорят, что Архангельск является донором для областного бюджета. Но, такими темпами, говоря медицинским языком, Архангельск скоро может превратиться из донора в пациента…