Одно из старейших и крупнейших деревообрабатывающих предприятий Архангельска, да, пожалуй, и всей области, 3-й лесозавод сейчас находится в процедуре банкротства. Решение о назначении временного управляющего предприятием Арбитражным судом до сих пор не принято. Заседание суда переносилось уже несколько раз, очередная дата назначена на 17 января.
Лесозавод №3 был основан в 1881 году купцами Сурковым и Шергольдом. 16 июля того далекого года до сих пор считается датой основания лесозавода. После революции 17-го года и гражданской войны в 1920-м году предприятие было названо «Лесозавод №3» и передано в собственность советского государства. Спустя всего два года лесозавод получил орден Ленина. Тогда же началось строительство жилья для работников завода. В 1981-м завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1992 году завод стал открытым акционерным обществом и получил свое отчасти старое, отчасти новое название – «Северное лесопромышленное товарищество – лесозавод №3». Девяностые годы были трудными для всей страны, пострадал и 3-й лесозавод. В 1998-м завод впервые попадает в процедуру банкротства. Однако, благодаря упорству коллектива и назначенного тогда Арбитражного управляющего Евгения Валькова, лесозавод №3 (чуть ли не единственное из предприятий области!) в 2000 году умудряется выйти из процедуры банкротства, практически полностью сохранив производство…
За минувшие годы завод пережил техническую модернизацию, смену собственников, мировой финансовый кризис и до лета текущего года продолжал стабильно работать, коллектив исправно получал зарплату, платились налоги и прочие отчисления, производились расчеты с кредиторами и поставщиками сырья.
В июне 2012 года решением Совета директоров предприятия, председателем которого является немецкий бизнесмен Бернахард Кордес, был назначен новый генеральный директор завода. Им стал Виталий Граф, депутат Архангельской городской Думы от «Справедливой России». Прежний генеральный директор – Евгений Вальков – ушел на пенсию. Тогда большинство членов коллектива восприняло назначение нового руководителя с оптимизмом…
К слову, на момент назначения В. Графа генеральным директором Лесозавода №3 на заводе была установлена немецкая линия распиловки, для запуска которой необходимы были лишь небольшие доработки, работала сухая подача древесины. То есть технически завод был модернизирован довольно неплохо. Имелась, правда, и кредиторская задолженность предприятия – перед поставщиками сырья и банками-кредиторами. К июню она составляла около миллиарда рублей, но для завода, если бы он работал в прежнем режиме, эти долги были не критичными. По сообщению одного из кредиторов предприятия, общая задолженность завода на 30 июня текущего года составляла 1 миллиард 70 миллионов рублей. Но к 15 сентября долг увеличился уже до миллиарда 530 миллионов рублей.
В начале своей деятельности на посту гендиректора Виталий Граф обещал разработать программу комплексной реконструкции и модернизации предприятия. Но 1 сентября лесозавод встал. По заверениям все того же Графа, это была плановая остановка предприятия для заготовки запасов сырья, то есть древесины, на весь год. Этот «плановый» перерыв должен был завершиться 1 октября. Успокоенные работники были отправлены в отпуска с сохранением заработной платы.
По информации электронных СМИ, после прихода на предприятие Виталий Граф отказался от услуг прежних поставщиков сырья (которые, якобы, завышали стоимость поставляемого на завод сырья) и заключил новые договора с мало кому известными фирмами. Как бы там ни было, но к середине сентября, то есть чуть больше чем за два месяца работы нового гендиректора, кредиторская задолженность предприятия выросла на 460 миллионов рублей, а сырье так и не появилось. Интересно и то, что отправляя людей в отпуска в сентябре с целью «создания запасов сырья на заводе», Виталий Граф, и ранее вроде как имевший отношение к лесному бизнесу, не мог не знать, что в сентябре-октябре закрываются дороги и завершается навигация. То есть, лес на этот период аналогичные предприятия заготавливают загодя, еще летом, чтобы спокойно работать до ноября-декабря, когда установятся «зимники» и поставки древесины возобновятся.
Итог всей этой истории неутешителен. Работники лесозавода с августа не получают зарплату, многие уже уволились, многие обратились в суд, чтобы получить свои деньги. На заводе отключена электроэнергия, остановлена промышленная котельная, ликвидирован участок приёмки сырья железнодорожным транспортом, проданы вагоны для перевозки пиловочника. Повторимся, Арбитражный суд до сих пор не назначил Арбитражного управляющего. Коллектив работников завода обратился с письмами о спасении предприятия к руководству города, области, страны. Недавно, для решения сложившейся на заводе ситуации прошло совещание руководства, кредиторов предприятия, участие в котором принял и губернатор области. Однако, никакого конкретного решения, за исключением того, что надо ждать приезда в Архангельск представителей немецкого собственника, принято не было.
…По мнению сведущих в данных вопросах специалистов, шансы на восстановление работы лесозавода в прежнем режиме минимальны: слишком много «крови» из него уже выпито. Понятно, что последствия полного банкротства предприятия могут быть катастрофическими. Сотни безработных, недополучение налогов городом, развал одного из градообразующих предприятий… Но, безусловно, кто-то неплохо наживется на распродаже имущественного комплекса предприятия. Похоже, судьба третьего лесозавода – очередной пример бизнеса «по-русски»: получить сразу и много, а дальше…
Ирина Чиркова,
депутат Государственной Думы ФС РФ, фракция ЛДПР:
– Безусловно, Лесозаводом №3, а главное – его специалистами, среди которых встречаются целые династии, гордилась вся наша область и, конечно, Майская Горка. То, что произошло с заводом, лично у меня вызывает массу вопросов, главный из которых: а не было ли это умышленным доведением нормального предприятия до банкротства?! В этом, я надеюсь, разберутся правоохранительные органы, прокуратура, но только сотни рабочих мест, где были заняты жители нашего округа, уже, скорее всего, не вернешь. А это лишило средств к существованию многие семьи – вот в чем самая большая проблема.
С момента введения на предприятии процедуры банкротства вся дальнейшая деятельность завода будет регулироваться законом «О банкротстве». По предложению собрания кредиторов Арбитражным судом области должен быть назначен управляющий. В первую очередь, им должны быть закрыты все долги перед работниками.
В данной ситуации считаю, что руководство области в лице губернатора должно занять активную позицию и провести переговоры с кредиторами предприятия и, конечно, с собственниками с тем, чтобы назначенный управляющий был мотивирован не на распродажу имущества завода, а на принятие всех возможных мер, в том, числе и возможную перекредитацию завода под гарантии областного Правительства, для спасения одного из крупнейших в городе производств. Только это сохранит рабочие места и снимет социальную напряженность.