В СМИ набирает обороты обсуждение возможного повышения тарифов на проезд в городском общественном транспорте. С такой инициативой транспортники намерены в ближайшее время обратиться в областное агентство по тарифам и ценам.
По имеющейся у нас информации, Ассоциация автотранспортников области настаивает на увеличении тарифа на одну поездку по городу в автобусе до 18-19 рублей. Обоснования приводятся стандартные: необходимо повышать зарплату водителям и кондукторам, топливо дорожает, запчасти тоже, увеличились налоги…
По мнению экспертов, эти причины выглядят весьма неубедительно. Зарплата кондукторов и водителей, как была мизерной до марта прошлого года, так и осталась почти на том же уровне даже после повышения стоимости проезда. Топливо, конечно, за год подорожало, но, как известно, большинство автобусов «живет» на газе, который остается относительно недорогим. А сумму налогов владельцы транспортных предприятий научились неплохо «оптимизировать». Один из способов этой оптимизации – уменьшение официального количества автобусов на маршруте. То есть, по документам на маршруте работает три машины, а на деле – десяток.
Депутат городской Думы Олег Черненко так прокомментировал возможность повышения стоимости проезда:
— Считаю, что в настоящее время необходимость в повышении тарифа отсутствует. Если перевозки реально убыточны, то, уверен, такого количества «пазиков» в городе не было бы. Убыточными сегодня являются только муниципальные предприятия с неповоротливыми автобусами большой вместимости. И убытки эти во многом обусловлены именно огромным количеством так называемых нелегальных перевозчиков, с которыми мэрия уже который год безуспешно борется.
На мой взгляд, надо не стоимость проезда повышать, а как раз развивать муниципальный транспорт. Кроме того, считаю, что было бы правильным и справедливым, если бы мэрия города приняла решение о расширении перечня льготных категорий пассажиров, которые ездили бы в автобусах бесплатно. Ветераны труда федерального и областного уровня, а также пенсионеры старше 65 лет должны иметь право бесплатного проезда. Да, на компенсацию этих расходов перевозчикам потребуются дополнительные бюджетные средства – значит, их надо изыскивать. К слову, в Северодвинске, Ярославле и ряде других крупных городов Северо-Запада такие льготы предоставляются.
В конечном итоге, утверждение стоимости проезда находится в компетенции Агентства по тарифам и ценам Правительства области. Именно те чиновники должны сделать выводы об обоснованности стоимости проезда. Хочется верить в то, что решение это будет объективным и понятным обществу, а значит – не вызовет роста цены проездного талончика…