Обновление системы пассажирских перевозок Архангельска, обещанное чиновниками к 1 января 2023 года, в очередной раз откладывается: сваливают на зарубежных поставщиков, но я все-таки больше «грешу» на местных «реформаторов».
Более полугода администрация города самодовольно сообщала о планируемых грандиозных изменениях в сфере автобусных перевозок. Горожанам обещали заменить старые «пазики» новыми комфортабельными низкопольными автобусами, изменить график движения и качественно улучшить уровень предоставляемой услуги. Конкурсную процедуру по обслуживанию автобусных маршрутов выиграла не местная, московская, транспортная фирма ООО «Рико», претендующая по заключенным контрактам на сумму в несколько миллиардов рублей из бюджета.
По условиям контракта подрядная компания с 1 января обязана обновить автопарк и вывести на линию около 215 единиц комфортабельной техники. В целях экологического подхода новые автобусы должны использовать метановое топливо, а для этого в городе - на Талажском шоссе - организовано строительство целой газомоторной заправочной станции.
Однако, как гласит русская пословица – гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
На днях стало известно, что новый перевозчик приступит к работе уже лишь с 1 февраля 2023 года (и то не факт). Как сообщает администрация, заправочная станция, без которой новые автобусы не могут работать, оказалась не готова к эксплуатации к первоначальному сроку. Причиной тому стали, якобы, задержки в поставках зарубежного оборудования. Думаю, на лицо банальное перекладывания ответственности: подрядчик строительства станции ООО «Трансгаз» винит зарубежных поставщиков, а те, в свою очередь, ссылаются на санкции.
Теперь перед чиновниками стоит срочная задача – найти перевозчика на январь 2023 года, ведь с прежними контракты разрываются под новогодние куранты. Вполне вероятно, что в такой ситуации высок риск нестабильной работы общественного транспорта в холодный зимний месяц.
Если взглянуть на ситуацию критически, то невооруженным взглядом можно заметить явные «пробелы» в организации такой реформы. В сети по этому поводу уже неоднократно наблюдались комментарии обеспокоенных жителей города.
Во-первых, из 215 обещанных автобусов общественности был представлен лишь один, распиаренный во всех административных СМИ. Кроме того, даже генеральный директор ООО «Рико» не может назвать точную цифру на вопрос о том, сколько новых автобусов на сегодняшний день доставлено в Архангельск, что не может не наталкивать на определённые мысли.
Во-вторых, возникает вопрос, неужели такое весомое количество автобусов, которые работают только на метановом топливе, будет обслуживать одна-единственная заправочная станция? Страшно представить, какой коллапс может случиться в городе в случае, если в ее работе появятся перебои...
По информации пресс-службы Губернатора и правительства области сейчас главе Архангельска рекомендовано организовать оперативный штаб по трем блокам работы. Первый будет непосредственно связан с поиском временного перевозчика, второй – с контролем над графиком поставки автобусов, третий – с контролем над темпами строительства заправочной станции. Почему такую контрольную комиссию нельзя было создать раньше, во избежание подобных форс-мажорных ситуаций? Почему при такой масштабной реформе, подготовка к которой длится уже не один год, не предусмотрены меры подстраховки на случай непредвиденной ситуации? При разработке любого проекта предусматриваются риски, но здесь, судя по всему, этот шаг был упущен. И если в оправдание задержки сроков ввода в эксплуатацию заправочной станции озвучен хоть какой-то аргумент, то чем объясняются проволочки в поставке автобусов? До вывода техники на маршруты остаются считанные дни, и слабо верится в то, что более двухсот единиц техники поступит в оборот за такой короткий промежуток времени.
Сейчас в мэрии обозначили новую дату готовности заправочной станции; перевозчик сообщил о корректировке графика приема персонала на работу. Из сложившейся ситуации вытекает еще один немаловажный вопрос: если прежние перевозчики прекращают свою деятельность в конце декабря, а новый еще не готов принять персонал на работу, то что будет с десятками водителей и кондукторов города в этот промежуточный период времени? Будет ли готов временный перевозчик принять на работу полный штат сотрудников?
Вопросов транспортная реформа оставляет много, но одно уже становится ясно: алгоритм ее реализации выстроен ошибочно. И если учесть, что для отлаживания новой транспортной системы, набора штата персонала и проверки всего оборудования потребуется дополнительное время, то можно сделать вывод о том, что автобусная реформа начнёт воплощаться в жизнь еще не скоро...