Архангелогородцы «с нетерпением» ждут квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг за первый месяц нового года. То, что тарифы снова увеличены, знают почти все. Официально заявлено, что повышение не превысит 15-ти процентов. Посчитаем?
МОРОЗНАЯ ЗИМА
Резкое увеличение стоимости отопления – основной составляющей платы за ЖКУ – произошел уже в декабре. Жители города справедливо возмутились. Ведь повышения тарифов ожидали только с 1 января наступившего года. На это власти стали объяснять жителям, что декабрь 2010-го был аномально холодным. Среднесуточная температура составила -16,6 градусов (в декабре 2009 было всего лишь -12). Кроме того, управляющие компании передавали последние показания общедомовых теплосчетчиков 31 декабря 2010 года, для нашего же с вами блага, чтобы мы заплатили за отопление по тарифу 2010 года. В другие месяцы, по нашим данным, УК передавали показания тепловикам 24, 25, 26 числа. То есть к декабрю, кроме того, что он был аномально холодным, добавилась еще практически неделя.
Еще на целый ряд причин резкого скачка стоимости платы за отопление в декабре ссылаются исполнительные власти и управляющие компании. И все же вопросов остается множество. Например, почему в одинаковых домах с одинаковыми теплосчетчиками и прочими условиями, но находящимися под управлением разных управляющих организаций, плата за отопление для одинаковых квартир в декабре была разной? По неофициальной информации, районные прокуратуры города завалены заявлениями граждан с подобными вопросами.
ВЛАСТИ СДЕРЖИВАЮТ РОСТ ТАРИФОВ?
Ежегодно, накануне очередного повышения тарифов, губернатор области заявляет о том, какие «усилия» предпринимает областное руководство по недопущению серьезного роста этих самых тарифов. Эти усилия начались с 2009 года, когда в связи с экономическим кризисом и предстоящими выборами в областное Собрание губернатором было издано знаменитое постановление «о заморозке» тарифов на уровне 2008 года. Почти сразу после объявления официальных результатов выборов, решением арбитражного суда постановление было признано незаконным и отменено. Областной бюджет по требованию энергетиков вынужден был возместить убытки в размере порядка 300 миллионов(!!!) рублей. Вот в такую сумму обошелся «единороссовский» предвыборный пиар-ход для областного бюджета, который формируется из наших с вами налогов.
В 2010 году тариф на тепло для населения Архангельска увеличился на 19 процентов. И снова губернатор «прилагал все усилия» для его снижения, в частности, в одной из официальных газет было опубликовано сообщение о том, что губернатор договорился с тепловиками о снижении тарифа на 3 процента. Но и этого снижения не произошло.
Затем началась грандиозная пиар-кампания областного руководства о переводе Архангельской и Северодвинской ТЭЦ на газ, что уже в 2011 году позволило бы серьезно сдержать рост энерготарифов. Первые две котельные перешли на газ в поселке Уйма, недалеко от Архангельска. Говорят, что после получения жителями Уймы квитанций за газовое отопление, люди просили отключить его…
До ТЭЦ газ к сентябрю минувшего года так и не дошел. На одной из видеоконференций губернатора области с Президентом РФ, состоявшейся в конце минувшего года, Михальчук сказал: «Роста тарифов выше обозначенных 15 процентов мы не допустим. К сожалению, тарифное регулирование осложняется проблемами с газификацией крупнейших энергетических объектов области. Так, перевод Архангельской и Северодвинской ТЭЦ на газ позволил бы снизить темпы роста среднего тарифа с 15 до 9 процентов».
Основными причинами роста губернатор назвал сокращение перекрестного субсидирования в водоснабжении и водоотведении, увеличение норматива отчислений на социальные нужды с 14 до 34 процентов, рост затрат на реализацию инвестиционных программ и проектов по энергосбережению.
Получается, опять что-то не получилось, что-то мешает. Стоит отметить, что о связи роста тарифов с уходом от перекрестного субсидирования, предусмотренного федеральным законодательством, мы слышим уже лет пять – шесть. В прошлом году губернатор договорился с Москвой о том, что срок перехода от перекрестного субсидирования оплаты услуг ЖКХ для Архангельской области будет продлен до 2013 года. Этот процесс когда-нибудь вообще закончится?!
РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЛАСТНОГО АГЕНТСТВА ПО ТАРИФАМ ЖДЕТ СУД
По сообщению ИА «Эхо Севера», 11 февраля в Таганском суде Москвы будет рассматриваться административное дело по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в отношении руководителя агентства по тарифам и ценам Правительства Архангельской области Нины Фалелеевой. Прокуратура Архангельской области и Федеральная служба по тарифам настаивают на признании незаконным ее отказа в установлении тарифов для одной из теплоснабжающих организаций. Отметим, что ранее с этой формулировкой согласился Арбитражный суд Архангельской области. Санкции статьи предусматривают либо штраф в размере 50 тысяч рублей, либо дисквалификацию. Кроме того, в Федеральной службе по тарифам рассматривают еще одно дело с участием Фалелеевой. Ей вменяется в вину почти полугодовая задержка рассмотрения заявления «МРСК Северо-Запада» об установлении размера тарифа за технологическое присоединение к электроснабжению 16 объектов области. Среди них: акушерско-гинекологический стационар в Котласе, жилой комплекс в Северодвинске, пожарное депо в Архангельске и другие, как принято называть, социально значимые объекты.
Напомним, что до перехода Нины Фалелеевой на должность руководителя областного агентства по тарифам одним из ее мест работы была довольно высокая должность в ОАО «ТГК-2». Эта организация является собственником Архангельской ТЭЦ, которая и производит тепло- и электроэнергию для горожан.
Иван Рябов
Что говорят народные избранники
Депутат Архангельского областного Собрания Ирина Чиркова:
– Установлением тарифов на ЖКУ, вопреки распространенному среди населения мнению, депутаты не занимаются. Согласно федеральному законодательству, функции по установлению тарифов на ЖКУ для населения распределены между федеральными и региональными органами исполнительной власти. В Архангельской области этим органом является агентство по тарифам и ценам Правительства области. Понятно, что агентство, как структурное подразделение правительства, подчиняется губернатору. Обосновывают повышение тарифа ресурсоснабжающие организации, а агентство должно проверять представленные обоснования и либо с ними соглашаться, либо нет.
То, что происходит с тарифами в области, особенно в последние два года, на мой взгляд, указывает на несостоятельность действующей системы государственного регулирования тарифов на услуги ЖКХ, а, возможно, и на ее коррумпированность. Мне сложно понять, как человек, работавший в руководстве крупнейшей энергоснабжающей организации региона, будучи руководителем областного агентства по тарифам, утверждающим тарифы для этой организации, может отстаивать интересы жителей.
Депутат городской Думы Олег Черненко:
– При существовавшей ранее системе рассмотрения вопросов о повышении тарифов депутатами регионального и муниципального уровней, тарифная политика была более мягкой. Ресурсоснабжающие организации и органы исполнительной власти должны были доказать депутатам необходимость повышения какого-либо тарифа на каждую копейку.
Теперь все эти функции переданы органам региональной исполнительной власти. Губернаторы не избираются, поэтому у них нет страха перед народным гневом.
Убежден, что необходимо изменять существующую систему формирования и утверждения тарифов и возвращать полномочия по их регулированию представительным органам власти – депутатам всех уровней. Для этого необходимо вносить изменения в федеральное законодательство.
Но принять такие изменения могут лишь депутаты Государственной Думы, большинство которых, как известно, «единороссы». Поскольку никаких кардинальных законодательных изменений в тарифных вопросах не происходит, очевидно, что существующее положение дел с регулированием тарифов ЖКХ наших «вождей» устраивает.
Депутат городской Думы Вячеслав Соловьев:
– Я являюсь председателем ПЖСК в своем доме. Чтобы минимизировать платежи за теплоснабжение дома, сам занимаюсь регулировкой подачи теплоносителя в дом. Безусловно, декабрь был холодным месяцем, поэтому приходилось держать подачу теплоносителя почти на максимуме, но при потеплениях я вручную убавлял подачу.
В сравнении с другими аналогичными домами, находящимися в ведении УК, сэкономил некоторую сумму для жильцов. В январе за счет такой регулировки удалось сэкономить порядка 50 тысяч рублей. Поэтому существенного повышения платы за отопление в январе для жителей моего дома не произойдет даже по новым тарифам...
Сейчас планируем установку в доме автоматизированной системы регулирования подачи теплоносителя. Надеюсь, это позволит экономить еще больше. Но, думаю, что даже применение всех энергосберегающих технологий в домах, как этого требует Президент Медведев, при существующих темпах повышения тарифов вряд ли позволит избежать их роста.
Поэтому считаю, что необходимо заниматься не только повышением энергоэффективности, но и изменять подходы к формированию самих тарифов на ЖКУ.