На наш электронный ящик пришло вот такое эмоциональное письмо от читателя Василия.
«В следующем учебном году моему сыну идти в школу. По прописке попадаем в МОУ „Архангельская средняя общеобразовательная школа Соловецких юнг“. Красивое название, но…
Цитата с официального сайта Правительства АО (http://www.dvinaland.ru/prcenter/release/16825): „Соловецкие юнги“ – это губернаторский проект, который направлен на укрепление и сохранение здоровья детей, формирование у них гражданской позиции и мотивации к морским и нефтегазовым профессиям. Так, участники программы знакомятся с будущими профессиями в Институте нефти и газа С (А)ФУ, Арктическом морском институте им. В.И. Воронина, в Архангельском рыбопромышленном колледже…»
Здоровье и гражданская позиция – это, конечно, хорошо, но вот так взять и за всех решить, кем будет наш ребенок, старательно навязывая в процессе обучения «будущие профессии“ – это что-то новое. Кроме того, меня не устраивает и кадетский тип обучения в школе – занятия с 8.30 до 17.30. И это с первого класса. Вы можете себе представить такое детство? Я – нет.
Рядом со школой юнг находится 25-я гимназия – очень достойная школа, ребенку удобно добираться, но чтобы сын смог туда попасть необходимо выстоять в ночь на 1 апреля у здании школы, и попытаться первым подать заявление на поступление, а после молится всем известным богам, чтобы приписанных к школе детей было меньше 75. Такая вот история.
Я совершенно не понимаю, для чего в нашем округе, где и так не хватает мест в школах, создавать такое образовательное учреждение как школа юнг? Почему нельзя было создать/оставить 1-2 класса кадетских, дать родителям возможность выбрать, где и как учиться ребенку внутри школы? Кому-то, безусловно, удобна именно кадетская форма обучения — отдал ребенка на целый день и не переживаешь…, а профессия… ну и пусть скважины едет бурить. В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда. Я так считаю».
На это письмо мы попросили ответить директора школы №32 – нынешней Архангельской средней школы Соловецких юнг – Ольгу Николаевну Павловцеву.
– В Архангельской школе Соловецких юнг реализуется экспериментальная программа «Соловецкие юнги», в которую включены классы с 1 по 4-й, в 5-м классе организован кадетский класс. Программа эксперимента утверждена департаментом образования мэрии г. Архангельска и предполагает широкую сеть дополнительного образования детей посредством занятий по основам православной культуры Русского Севера, хореографии, морскому делу, плаванию, этикетом и этикой общения, каратэ и др. Занятия дополнительным образованием планируются по расписанию во второй половине дня в течение недели и включаются в рамки группы продленного дня для учащихся начальной школы. Учащиеся 5-го кадетского класса посещают данные занятия как кружки, факультативы или секции также во второй половине учебного дня, поэтому пребывание детей в школе каждый день соответствует их занятости. Кроме того, учащиеся посещают множественные культурные и учебные заведения города, выезжают на занятия в музейный комплекс Малые Карелы, Северодвинск, Санкт-Петербург, Москву, Великий Устюг, Казань не только на экскурсии, но и спортивные соревнования. Занятость учащихся достаточно гармонична, а самое главное – в течение дня педагоги обучают, воспитывают, развивают учащихся, получая эффективный результат.
Не секрет, что далеко не каждый родитель сумеет организовать посещение большого количества секций и кружков своему ребенку, и причин тому множество. В данной ситуации школа получает возможность ознакомить каждого ребенка с большим количеством полезной и интересной информации, необходимой для социальной адаптации ребенка, ориентировать его в этом сложном мире, научая делать правильный выбор. Это то, что может предложить школа, и шестой год работы по данной программе не только не выявил родителей и учащихся, категорически не приемлющих данную систему экспериментальной работы, но и увеличил число участников программы с 22 до 800, изменив географию участников: на сегодняшний день свой выбор в пользу программы сделали несколько школ города и области.
Что касается содержания письма, думаю, что родителям будущего школяра первоначально надо определиться самим, какое образование и развитие своего ребенка они хотели бы получить. Непонятно, как можно делать вывод о том, что школа лишила детства ребенка, заняв его делом, когда ты не был в данной школе ни дня, не видел и не ощутил образовательный процесс, не беседовал с работниками школы или учениками, наконец. Следуя такой логике, можно утверждать, что и детские сады, где дети пребывают дольше 17.30, и училища, техникумы и т.п. калечат наших детей, заставляя их непосильно трудится.
Хочется сказать, что выбор у родителей всегда есть, никто и никогда на него не посягнет. После уроков ребенок может отправиться домой, отдыхать, делать уроки, просиживать у телевизора или за компьютером, пока родители на работе. Мы не пытаемся «…старательно навязать в процессе обучения будущие профессии», как утверждает автор письма, а знакомим с ними детей, и происходит это в очень интересной для ребят форме. Жаль, что у автора письма нет возможности это оценить по факту: сами-то мы не учились… Видели бы Вы, уважаемый автор, как первоклассники испытывают восторг, находясь в учебном классе рыбопромышленного колледжа, стоя за штурвалом корабля и управляя им в импровизированной непростой морской обстановке, чтобы спастись во время шторма. Даже родителей не удержать – им тоже хочется попробовать себя в роли капитана компьютерного лайнера, на который надвигается абсолютно правдоподобный шторм…
Да, действительно, к первому апреля, когда начинается прием документов будущих первоклассников в школу (а их с каждым годом все больше), обстановка напряженная, а стены школы не раздвинешь. Но в округе есть еще две школы: не только очень достойная 25-я, но и не менее достойная 35-я, и когда наступает горячая пора, администрации этих школ собираются на «круглый стол», чтобы найти взаимопонимание в тех случаях, когда ребенок, проживающий в микрорайоне одной школы, хочет идти учиться в другую. Так было в 2010-м году, надеюсь, что и в 2011-м мы сумеем на принципах добрососедства решить вопрос приема детей по желанию на обучение в ту или иную школу.
Что касается нашей школы, то право обучаться, но не участвовать в экспериментальной программе у проживающих по микрорайону школы есть (ребенок пришел, отучился в первой половине дня – и домой), но так получается, что абсолютное большинство родителей интересует именно работа по «Соловецким юнгам». Класс формируется из желающих посещать предлагаемые занятия. Практика показала, что ребенку, который не посещает занятия вместе с остальными в группе продленного дня, впоследствии некомфортно, он отчуждается, так как класс в совместной разнообразной деятельности превращается в сплоченный коллектив.
Поэтому, определяясь со своими образовательными предпочтениями, не забудьте про своего малыша – учиться все-таки ему.
Ну и наконец, о том, что касается профессионального определения наших выпускников. Вот уже более двадцати лет мы наблюдаем за успехами своих выпускников, выбирающих самые разные дороги в профессиях, – у каждого есть и останется право и возможности поступать туда, куда хочется. Вполне возможно, профессия наших нынешних кадетов будет совсем не морской. Наша главная задача – сделать так, чтобы вышедший из наших стен человек не разочаровался в своей будущей профессии и чтобы был счастлив от того, что он в своей жизни нашел «свое место». Значит, наши труды не пропадут даром.