Главная > Информация > За капремонт жилья будем платить по-новому. Кому?!

За капремонт жилья будем платить по-новому. Кому?!


19-08-2013, 15:25. Разместил: news
За капремонт жилья будем платить по-новому.  Кому?!На минувшей неделе в мэрии Архангельска состоялось большое совещание с представителями управляющих компаний, ТСЖ, КИЗов, ТИЗов, ЖСК и иных организаций, занимающихся содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирных домах. Тема – проведение капитальных ремонтов в жилых домах по новым правилам.

ЗАКОН ПРИНЯТ. ИСПОЛНЯТЬ ПРИДЕТСЯ
Новая система проведения капитальных ремонтов в многоквартирных домах введена со вступлением в силу поправок в Жилищный Кодекс РФ первого января текущего года. На основании этих поправок депутатами областного Собрания в июне текущего года был принят областной закон № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области», вступивший в силу с 02.07.2013 года.

Суть нововведений в том, что все жители многоквартирных домов с нового года будут обязаны вносить платежи за капитальный ремонт, размер которых будет установлен правительством Архангельской области в зависимости от типа дома. Кроме того, данные платежи будет собирать не управляющая компания, а созданный в ближайшее время областным правительством так называемый «единый региональный оператор капитального ремонта».

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕДПОЛАГАЕТ…
Представитель правительства области – начальник отдела реформирования и модернизации ЖКХ министерства строительства Александр Бараев – рассказал на совещании о планах по реализации принятого закона. В частности, до октября этого года должен быть завершен сбор всей технической документации на каждый многоквартирный дом (далее – МКД), находящийся на территории области. Затем будет сформирована областная программа проведения капитальных ремонтов МКД на ближайшие 30 лет. Корректироваться данная программа будет каждые три года. Параллельно
формированию программы будет создан региональный оператор капитального ремонта и утвержден тариф для собственников жилья в зависимости от типа дома, по которому собственники будут вносить ежемесячные платежи. Выставлять квитанции и собирать платежи также будет региональный оператор.

У собственников жилья есть несколько вариантов внесения указанных платежей. Так, для домов, находящихся в «руках» управляющих компаний, предложено вносить платежи либо на специальный счет дома, который будет обслуживать оператор, либо вносить платежи в так называемый «общий котел». При этом общие средства могут расходоваться региональным оператором на любой дом, стоящий в программе ранее того, с которого собраны деньги. Но, как заверил Бараев, региональный оператор будет вести учет расходования средств как по каждому счету МКД, так и по счету каждого собственника жилья и данная информация будет открытой.

В более выгодном положении оказались собственники жилья в домах с такой формой управления, как ТСЖ, и ей подобными. Эти дома могут открывать свои счета по сбору средств на капитальный ремонт в банках, перечень которых утвержден Правительством РФ, и самостоятельно принимать решения по их расходованию. Но, в любом случае, собственники квартир данных домов также обязаны будут вносить минимальный размер платы за капремонт, утвержденный областными властями, и ежеквартально отчитываться перед контролирующими органами о поступлении и расходовании средств.

А НА ВОПРОСЫ КТО ОТВЕТИТ?
Как водится, нововведения у нас в стране воспринимают с опаской. Что, впрочем, и правильно. Слишком много вопросов, ответы на которые не знает даже представитель правительства области, возникло у участников совещания по реализации обсуждаемого закона.

В первую очередь, вызывает опасения система расходования средств на капремонты, которые будет производить пока еще даже не созданный региональный оператор. Кто будет расходовать деньги? Правильно! Сам региональный оператор – то есть чиновники вновь созданного предприятия с пока еще непонятным статусом. Примеров того, как «эффективно» наши чиновники контролируют расходование бюджетных средств, предостаточно. Не будем повторяться.

Интересный вопрос и по начислению процентов на собранные с собственников средства. Региональный оператор будет размещать средства на капитальный ремонт в каком-либо банке. По законодательству, на размещаемые средства банк обязан начислять процент, не менее ставки рефинансирования Центробанка. Представляете, какие суммы ежемесячно будут собираться с жителей целой области и «падать» на счет банка?! А банк этими средствами какое-то время сможет свободно распоряжаться! Интересно, какому банку повезет и кому пойдут проценты?!

А вот кому не повезет, так это собственникам из тех домов, где будет принято решение о сборе средств не на отдельный счет дома, а на общий счет регионального оператора. Ведь оператор данные средства вправе тратить на капремонт любого дома, который подходит по срокам программы. Кому в данном случае должны начисляться и как расходоваться банковские проценты? Даже представитель областного правительства Бараев признал, что на эти вопросы ответов пока нет. Впрочем, как и на многие другие, прозвучавшие на совещании.

МНЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
Руководители некоторых ТСЖ возмутились, почему их заставляют принимать участие в данной программе, открывать какие-то лишние счета, чтобы жильцы дома вносили дополнительные платежи, то есть несли дополнительные финансовые затраты.

Свое мнение по поводу введения новой системы сбора платежей за капитальный ремонт мы попросили высказать председателя ПЖСК «Полярный» на Осипенко, д.3, депутата Архангельской городской Думы от Майской Горки Вячеслава Соловьева:

- В нашем доме регулярная плата за капитальный ремонт сейчас не собирается. В случае необходимости выполнения каких-либо работ по капитальному ремонту, мы на общем собрании принимаем соответствующее решение, составляем сметы и, исходя из них, определяем порядок финансирования.

Теперь же нас обязывают вносить платежи на капремонт. Мы точно не будем платить региональному оператору, а будем открывать свой счет. Безусловно, квартплата для жителей нашего дома увеличится, мы будем нести дополнительные банковские расходы по обслуживанию и ведению счета, по подготовке и направлению различной отчетности. К примеру, нам необходимо менять лифты. К какому времени с дома будет собрана необходимая для этого сумма? Лет десять, в лучшем случае. А нам их надо менять, скажем, через год. Значит, мы должны установить дополнительный платеж для жильцов на эти цели и, пока не наберем нужную сумму, деньги, накопленные в банке, использовать не сможем.

Если раньше была надежда, что со временем мы сможем получить софинансирование из федерального Фонда, местного бюджета и собрать недостающие средства с собственников квартир в доме, то теперь, увы, пришло понимание, что бремя этого ремонта полностью лежит на собственниках. Государство, похоже, в очередной раз «спихнуло» с себя ответственность за капитальные ремонты, а наживутся на всем происходящем только те, которые будут крутить собранные с народа деньги. Зато может родиться неразбериха…

ВАРИАНТ ДЛЯ УК
А что делать собственникам квартир, дома которых находятся в управлении УК? Скорее всего, их будут принудительно заставлять вносить платежи на общий счет регионального оператора. Ведь областным властям как-то надо ремонтировать дома, находящиеся в районах области и не имеющие собственных средств на ремонт. К слову, мэрией Архангельска вносилось предложение в областное правительство о создании в Архангельске отдельного оператора, чтобы средства, собранные с собственников жилья в городе, расходовались именно на капремонт городских домов. И эта возможность законом предусмотрена. Но областное правительство, видимо, руководствуясь вышеизложенными соображениями, отказала Архангельску. Поэтому у правительства области, точнее, у малопонятного регионального оператора, будут все возможности ремонтировать дома, скажем, в Лешуконском или Ленском районе, за счет денег архангелогородцев.

Можно ли как-то избежать такого развития событий? Руководитель одной из крупнейших в городе группы управляющих компаний рассказал нам, как это можно сделать. Даже в доме, который находится в управлении УК, собственники вправе принять решение об открытии собственного счета для сбора средств на капитальный ремонт. То есть жильцы могут отказаться от «общего котла» регионального оператора. И, следуя естественной логике, так и надо делать. Это позволит собственникам помещений в конкретном доме копить на капитальный ремонт именно своего дома, причем средства будут храниться на счету независимо от того, какая управляющая компания обслуживает дом.

Кроме того, в данном случае не придется доверять распоряжаться собранными деньгами чиновникам регионального оператора, что для нашего региона тоже весьма актуально.

КВАРТПЛАТА СНОВА УВЕЛИЧИТСЯ?!
Остается только дождаться, когда региональное правительство «осчастливит» жителей Архангельска и всей области утверждением минимального тарифа на капитальный ремонт. Учитывая нынешнее состояние жилищного фонда региона, этот «минимальный» ценз окажется для кого-то весьма внушительной прибавкой к коммунальным платежам, которые у нас и так не каждому по карману.

При этом не совсем понятно, что будет с теми суммами, которые сейчас выставляют жителям управляющие компании за капитальный ремонт. Если они останутся в квитанциях, то на что и как будут расходоваться?

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, А КАК ПОЛУЧИТСЯ…
Что получится из всей этой идеи, покажет время. Во всяком случае, сейчас у многих представителей организаций, занимающихся управлением жилищным фондом, к данному закону отношение отрицательное. Слишком много пробелов в нем существует, вследствие чего слишком много вопросов пока не имеют ответов. Будем надеяться, что очередное изменение в законодательстве не обернется для архангелогородцев и жителей всей области очередным повышением квартплаты и годами невыполняемым капремонтом.

Ирина ЧИРКОВА
депутат Государственной Думы от Архангельской области:

- Когда в Госдуме обсуждался этот законопроект, вопросов у большинства депутатов было очень много. Когда стало понятно, что федеральное правительство хочет полностью самоустраниться от ремонта жилфонда, создавая «общие котлы» в регионах, естественно, многие мои коллеги, как и я, отказались поддерживать этот закон. Однако силой большинства он все-таки был принят.

Безусловно, нынешняя система сбора средств для капремонтов, когда управляющие компании и нерадивые председатели ТСЖ исчезали со всеми средствами жильцов, себя полностью дискредитировала. Это надо было менять. Накопления наших граждан, собираемые годами с собственников жилья, необходимо взять под гарантированную государством охрану.

Однако такие сложные структуры, как предполагаемый в Архангельской области единый оператор, по моему личному мнению, могут привести к «размытию» денег и невозможности отслеживания так называемых «междомовых» потоков. Поэтому мне видится правильным не «сваливание» всех средств со всей области в одну малоконтролируемую кассу, а создание каждым домом своего личного счета для капремонтов. Только вот времени для принятия такого решения у собственников жилья остается очень мало…

Вернуться назад