Главная > Информация > Деньги за домофон берут незаконно?!
Деньги за домофон берут незаконно?!4-02-2012, 14:58. Разместил: news |
В многоквартирных городских домах за железной дверью, да еще и оборудованной домофоном, живется гораздо спокойнее. Казалось бы, за это спокойствие не жалко и заплатить, тем более, что плата невелика – всего-то рублей 20-40 в месяц. Но все больше людей осознанно отказываются от оплаты этих услуг. Потому что у них нет четкого ответа на вопрос: «а за что платить?» Во многих многоквартирных домах, находящихся в подведомстве управляющих компаний, последние в свое время предложили жильцам установить домофоны и собрали с людей деньги на приобретение этих самых АЗУ (автоматических запирающих устройств). А потом стали преспокойненько вносить в квитки строчку «обслуживание домофона» (или в отдельный квиток) и ежемесячно собирать с жильцов по несколько десятков рублей. И вот из года в год наши граждане платят за свой давно установленный домофон… Но не все. Особо щепетильные заглянули в законодательные документы. И обнаружили: абонентсткая плата за обслуживание домофонов собирается с жильцов незаконно! Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170), АЗУ с кодовым (электромагнитным) замком относятся к статье «содержание и текущий ремонт жилищного фонда», поскольку считаются частью общедомового имущества. А этот тариф, напомним, должен согласовываться решением собственникам жилья. Оплатив покупку домофона, жильцы, грубо говоря, приобрели его в собственность. Если он находится в исправном состоянии, то обслуживать его нет надобности, как и оплачивать это обслуживание. Это такой же абсурд, как если бы вы купили телевизор и с вас еще бы требовали за него абонентскую плату. …Факт незаконного взимания ежемесячных платежей за домофон управляющими компаниями недавно установило, например, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области. Суть выявленных нарушений проста. Статьей 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества и плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение). Домофон же является общим имуществом, и плата за него должна входить в ту сумму, которая берется с жильцов за содержание и ремонт, чего практически не утверждено решениями собственников жилья ни в одном жилом доме. Управление вынесло компании, которую проверяло, предписание об устранении данного нарушения. Получается, такие предписания можно выносить всем УК и прочим фирмам, «сидящим» на жилых домах. Само устройство на входной двери подъезда и трубки в квартирах уже оплачены жильцами при установке домофона. Электроэнергия, потребляемая им, оплачивается по статье «электроэнергия». И получается, что ежемесячная плата – это просто постоянная рента, на которую живут припеваючи управляющие и домофонные компании. «Навар» получается, мягко говоря, сладким. Например, 100-квартирный дом, оплачивая ежемесячно и поквартирно 30 рублей, в месяц сдает в кассу УК 3000 рублей. Сам домофон стоит порядка 5-7 тысяч рублей. Получается за год жильцы этого дома оплачивают как минимум семь новых домофонов. Интересно, что актов об обслуживании и обследованиях самих домофонов в управляющих компаниях практически не наблюдается… Известно, что наши управляющие компании упускать из своих рук лишние рубли не желают. В целом ряде домов в тех случаях, когда жильцы отказались платить за обслуживание домофона, УК припугнули людей отключением домофонов. В таком случае мы просто советуем обращаться в прокуратуру. Если установка домофонов произошла исключительно за счет личных средств граждан – собственников (жильцов) квартир, то они имеют право общей долевой собственности на домофонную систему. Получается, никакого права отключать пользователей, снимать дверь и т.п. никто не имеет. Но у нас мало кто об этом задумывается, и даже документов на установленную систему и дверь не требуют. А надо бы, ведь стоит эта услуга немало – 28-35 тысяч рублей! Учитывая все вышесказанное, можно, конечно, вообще отказаться платить абонентскую плату за обслуживание домофона. Однако, в силу ст. 158 ЖК РФ собственники и наниматели жилых помещений обязаны нести расходы на содержание принадлежащего им имущества. Иными словами, граждане и юридические лица в любом случае должны оплачивать услуги по содержанию и ремонту домофонов (будь то ежемесячная абонентская плата или сдельная оплата по акту выполненных работ). Даже если не принял человек участие в приобретении домофонной системы (то есть собственником не является) и договор на обслуживание с ним не заключен, то при поломке ему отдельно выставляется счет за минусом оплаченного собственниками – как пользователю устройства. И Роспотребнадзор не видит в данном случае никаких противоречий закону. Вот и получается, что иногда все же дешевле платить абонентскую плату по договору. Чтобы у управляющих компаний не было соблазна «умыкать» средства жильцов, проще заключить договор между жильцами дома и компанией, устанавливающей и ремонтирующей АЗУ, на постоянное обслуживание. Или просто-напросто вызывать такую фирму исключительно по «аварийным» случаям и оплачивать разовые счета за необходимый ремонт. Главное – чтобы не было дублирования платы хитроумными управкомпаниями, многие из которых собирают средства за домофон отдельным квитком (или строкой), а также в строчке «обслуживание общего имущества дома». Кстати, в случае с АЗУ льготные категории граждан сохраняют все свои скидки. Вернуться назад |